О школе

Нашей школе 50!!!

Дорог у жизни бесконечно много,
Но каждому дается лишь одна -
Отсюда вот, от школьного порога,
Сегодня начинается она.

1 сентября 1966 года торжественно была открыта в п. Прогресс средняя школа №7. На линейке в честь открытия школы присутствовали директор школы Юрченко Н.Е., завучи школы Соловьева В.Н., Макарова В. Д., учителя школы, учащиеся.
В школе обучаются ученики по девятый класс. Выпуска нет. Заложены основы самоуправления школы: родительский комитет, комитет комсомола, Совет дружины. В течение всего учебного года оборудовали и оформляли кабинеты и классы. Участвовали все: и учителя, и ученики.
Это время мы с гордостью называем эпохой становления коллектива и школы. Много славных и полезных дел на счету этого коллектива: озеленение территории школы и поселка, аллея выпускников, интернациональная помощь вьетнамским школьникам
, и главное- учебный труд.

Школа, школа, ты . похожа на корабль,

плывущий вдаль.

Есть истины, которые должны войти в сознание с детских лет. Среди них – любовь к родине. «Сначала это любовь к своим родителям, к своей семье. Потом это любовь к своей школе, к своему классу - к классным товарищам и подругам; к своему селу или городу»,- утверждал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев.

Действительно, именно школа – важный этап в формировании личности человека, наряду с семьей. Именно здесь человек учится устанавливать социальные связи, отстаивать свою позицию, учится быть гражданином своей страны.

Школа – это не простое здание, классы, парты.…Это особая атмосфера сотрудничества, доверия и признательности…Школа – это радость и удивление, первые ошибки и победы, это люди, которые не только передают знания, но и отдают свое сердце.…Только так появляются ЛИЧНОСТИ.

Воспитать это лозунгами, призывами, поучениями невозможно. Человеку надо дать возможность реализовать себя, понять, кто он и зачем живет.…То есть, школа – это основа всего.

Изучение истории школы, ее традиций, современные пути развития – вот вопросы, поставленные в работе.

Знание традиций поможет воспитать любовь к своей школе, а значит и к Родине.

Около 50 лет прошло с тех пор, как из старого здания барака, приспособленного под школу, перевезли мебель, экспонаты, оборудование в новое трехэтажное здание по улице Ленинградской, 9. Большой спортивный зал, мастерская, столовая, обеспечивающая всех желающих, горячим питанием, светлые классные комнаты делали школу уютной, современной, лучшей.

Звенел звонок, и начинался урок. И вот уже 50 лет из года в год, изо дня в день тихие школьные коридоры взрываются веселыми детскими голосами.

А начиналось так…1962г. Болото и пустырь. Песок и гравий. 7-я школа строится. Строительство длилось четыре года. Бригада строителей состояла из 42 человек. Впоследствии почти все были удостоены наград. Шмакову А.М. – орден Ленина, бригадиру Кириченко М.П. – орден «Знак Почета», отделочникам – Кочетовой А.П. и Заряновой Л.С. – орден Трудового Красного знамени. В строительстве школы принимало участие население поселка: проводили воскресники, на которые приходило до ста человек. При школе была построена теплица, оборудован стадион. 21 августа 1966г. в торжественной обстановке был вручен ключ от школы ее первому директору Юрченко Николаю Егоровичу.

Школа – новостройка 60-х годов. Поселок экономически развивался, росло население. Работали заводы: стекольный, светотехнический, Амурский завод дорожных машин, деревообрабатывающий, ТЭС реорганизована в ГРЭС. Имеющиеся две средние школы и одна восьмилетняя не могли вместить всех учеников, поэтому и была построена школа №7, куда пришли ученики восьмилетней школы №24 и вновь набранные первоклассники.

Школа рассчитана на 963 ученика, но в первый учебный год за парты сели 1215 школьников. Первый выпуск десятиклассников был в 1968 году. Это были настоящие хозяева школьного дома. Первым директором стал Николай Егорович Юрченко. Учитель учителей, хозяин в школе, он приучал и старшеклассников быть таковыми. После окончания педагогического училища был отправлен на Камчатку, где проработал начальником управления образования до 1953 года. С 1957 года началось создание школ-интернатов и детских домов, и Николай Егорович уже занимался вопросами улучшения учебного процесса. С 1960 по 1966г. он работает начальником городского отдела народного образования г. Райчихинска. С открытием школы в поселке Прогресс Николай Егорович становится ее директором. Это был настоящий руководитель, директор с большой буквы. Очень образованный во всех областях, корректный, сдержанный, но очень требовательный и дисциплинированный. Школа была новая, поэтому приходилось устранять некоторые недоделки и в строительстве, и в коммуникациях, и в электропроводке. И в эти вопросы директор вникал лично, но не из праздного интереса, а как грамотный руководитель-хозяин. Ученики не обижались на него, они знали, если и было наказание, то оно было справедливым. А вот двойки Николай Егорович ставить не любил и не хотел, а умел находить компромиссы в проблемных вопросах. Искусству общения его никто не учил, это было в нем самом. После 1970 года жил в г. Благовещенске, где работал директором училища №1. Дочь Николая Егоровича, Бабичева Светлана Николаевна тоже работает в этой школе, преподает историю. Отряд комсомольцев – дружинников следил за порядком в школе, за сохранностью мебели в классах, контролировал поведение курильщиков и нерадивых.

Педагогический коллектив состоял из молодых, задорных, ищущих учителей: Спицыной А.Г., Россовой Т.А., Ивановой Т.П., Макаревич Н.А., Бабичевой С.Н., Полторак М.М.и др. Задор, инициатива, поиск нового в учебном процессе - вот что привлекало учеников поселка в нашу школу.

С 1972 года организатором внеклассной работы стала Спицына Альбина Гавриловна, старшей вожатой – Хромова Нина Ефимовна. Инициативные, активные педагоги, они своим задором зажигали учеников. Воспитательная работа закипела. Душу и сердце отдавали эти люди детям, хотя работа с ними отнимала много сил и времени. Но работать с ребятами тогда было очень интересно. Они были любознательные, энергичные, серьезные, ответственные, самостоятельные. Жизнь в школе кипела: художественная самодеятельность всех направлений, кружок любителей поэзии, где старшеклассники не только знакомились со стихами Е.Евтушенко, Р.Рождественнского, В.Вознесенского, Н.Рубцова, но и приглашали местных поэтов: Скопина, Воробьева, Кличковского, спорили до хрипоты кто нужнее »лирики или физики». Руководила этим кружком учитель литературы Россова Тамара Андреевна

В школе работал комитет комсомола. Дети считали за честь попасть в комитет, дорожили оказанным доверием. В школе с ними считались, их уважали, к их мнению прислушивались. Среди активистов – Кисленко Андрей – секретарь комсомольской организации, закончил Высшее морское училище имени Макарова, ныне на командной должности. Активно работали Буслов Владимир, Казачанский Александр, Койдан Марина, Бакшеева Елена, Зубышев Александр и др. Работа в комсомоле положительно влияла на воспитание личности, формировала в ребятах ответственность за свою работу в школе. В жизни они нашли свое место, успешно закончив вузы, став организаторами производства. Так Буслов В. Возглавляет итало-российскую компанию по добыче мрамора в г. Хабаровске. Казачанский А. Занимает ответственную должность в Амурском Агропроме, Соловьев Александр начальник областного управления МЧС.

Между классами было организовано соревнование во всех делах: учебе, спорте, выпуске классных стенгазет – дух соревнования был очень важен.

При смене руководства старый комитет готовил прощальные вечера, заседания. Вновь избранные готовили сувениры, призы, посвящали стихи, песни уходящему составу. Все происходило на высоком эмоциональном уровне. При расставании плакали.

Дети всегда были чем-то заняты, участвовали в соревнованиях, собирали металлолом, макулатуру, готовили концерты для детишек детских садов. В это время всю работу вели школьники сами, их надо было только направлять. Беседуя с выпускницей 1988 года, ныне учителем информатики нашей школы Карепиной Натальей Адольфовной я узнал очень много интересного.

«Учеба в школе №7 была яркой, насыщенной и запоминающейся. Учителя старались передать нам все, что пригодится в жизни. Знания, полученные в школе, помогли мне получить высшее образование и успешно закончить институт. Собираясь на встречах выпускников, мы и сейчас вспоминаем об учителях школы с особой благодарностью.

Кроме уроков в школе проводилась большая общественная работа:

в начальном звене учащихся принимали в пионерскую организацию: «пионер - старшим помощник, младшим - пример». Мы участвовали в сборе металлолома и макулатуры, помогали ветеранам, участвовали в субботниках и т.д. Такие мероприятия нам нравились и были одними из самых интересных во время учебы в школе. А каждый год 19 мая в школе проводился настоящий праздник – День пионерской организации. В этот день мы не учились, а красивые и нарядные шли в Дом пионеров, ныне поселковый дом детского творчества, где для нас устраивали концерт, в котором участвовали сами учащиеся, затем были чаепитие и катание на каруселях в парке. Праздник был потрясающий!

В старших классах нас принимали в комсомольскую организацию. Это было очень ответственное и серьезное событие, к которому надо было добросовестно готовиться: хорошо учиться, знать не только Устав комсомольской организации, но и события, происходящие в стране, быть активным участником жизни школы. Школьный комитет комсомола был главным помощником учителей и организатором школьных дел: сбора металлолома и макулатуры, уборки территории школы, внеклассных мероприятий, спортивных соревнований. Между классами приводились соревнования, и каждую четверть подводились итоги по всем делам, выявлялись победители, отвечали за не сделанное. Звание комсомольца обязывало ко многому, и за невыполненное задание я, как комсорг класса, должна была отвечать на заседании комитета комсомола школы. Чтобы класс не провел генеральную уборку или не собрал необходимое количество макулатуры или металлолома (норма определялась заранее) или не подготовил вечер – об этом не могло быть и речи. Определялось только, насколько хорошо это было сделано. Школьные вечера готовились очень тщательно. Определялись классы, отвечающие за сценарий и проведение вечера, за оформление сцены и зала, за уборку. Зал был всегда украшен, и каждый вечер проводился как праздник, а не как просто дискотека. Вечера организовывались и проводились каждую вторую пятницу, и готовила их в основном комсомольская организация класса. Раньше учащиеся были более активны, инициативны и деятельны. Большую часть работы мы проводили самостоятельно, без назидания учителя. При подведении итогов работ классных комсомольских организаций и всего класса было очень стыдно оказаться на последних местах. Азарт соревнования был очень велик!

День у нас был загружен полностью: школа, заседания, подготовка к мероприятию, репетиции, уборка, тренировки, вечера…просто погулять времени не было.

Уже 18 лет, как мы выпустились из школы, но до сих пор встречаемся с улыбкой на лице и добротой в душе, вспоминая нашу школьную жизнь и учителей, за что благодарны тебе, родная школа».

Альбина Гавриловна как организатор всю внеклассную работу пропускала через себя, переживала за каждое мероприятие. В работе все было важно и Ленинский зачет, и комсомольские собрания, и школьные вечера, и классные мероприятия. Альбина Гавриловна, будучи завучем по учебной работе, также с душой и ответственностью всю себя отдавала делу. Как учитель она с теплотой вспоминает своих учеников: Павленко Александра – теперь он ведущий хирург г. Новосибирска, Лазовского Владимира – он занимает пост главного прокурора Казахстана, Читизубову Наталью – она работает учителем химии в Талакане. У самой Альбины Гавриловны дочь Ирина закончила Благовещенский педагогический университет и работает учителем химии в г. Райчихинске. Имеет высшую квалификационную категорию. Это выпускники 70-х о которых Спицына А.Г. вспоминает с большой теплотой, потому что тогда дети учились с желанием, хотя материал давался сложный с вузовским уклоном, но на уроках многое успевали сделать. Никто из учеников не жаловался на большой объем материала, на сложность темы. Нынешним школьникам Альбина Гавриловна советует не ограничиваться только уроками, брать знания везде и всюду, не жаловаться на трудности. Дети раньше должны определяться в выборе профессии, чем они хотят заниматься в жизни, поэтому в школе надо давать более углубленные знания, больше создавать клубов по интересам.

Коваль Наталья Викторовна тоже выпускница нашей школы, тоже учитель нашей школы также рассказала немало интересного. «Об учебе в школе остались самые прекрасные воспоминания. Школьная жизнь была интересной. Хочется отметить, класс у нас был очень дружный, несмотря на то, что нас было 40 человек. До сих пор мы сохранили дружеские отношения, встречаемся семьями, выезжаем на природу. Помимо учебы у нас было много общественных дел: сбор металлолома, макулатуры. В 1978 году мы заняли первое место по сбору металлолома и нас премировали поездкой в г. Благовещенск на спичечную фабрику. Наш класс постоянно занимал призовые места по волейболу и баскетболу, т.к. большинство моих одноклассников занимались в ДЮСШ. Лавцова Татьяна, Шалаева Елена защищали честь области в играх по волейболу. Шалаева (Иванова ) Елена - сегодня преподаватель в ДЮСШ №2 п. Прогресс. Любовь к спорту пронесла через свою жизнь и сделала его своей профессией.

Работа в комитете комсомола – это самая яркая страница в школьной жизни. Под руководством Спицыной Альбины Гавриловны мы чувствовали себя хозяевами в школе, потому что наша работа была не формальной, а действительно полезной. Мы влияли на учебную, трудовую жизнь школы, младшие школьники нас уважали. На каждом комсомольском собрании ставились насущные проблемы, которые нами же решались. Каждый чувствовал значимость своей работы, нужность школе.

Педагогический состав школы был очень сильный, это были профессионалы своего дела. Воробьева Нина Александровна, Панасюк Алла Александровна, Савченко Нина Яковлевна, Макарова Валентина Дмитриевна. Мы учились с интересом и увлечением, может быть, поэтому большинство одноклассников поступили в ВУЗы г. Владивостока, Хабаровска, Благовещенска»

В 80-х годах перед советской школой стояла задача воспитание всесторонне развитой личности. Большое внимание уделялось идейно-политическому, нравственному воспитанию политически зрелой принципиальной личности. Для осуществления этой задачи в школе проводились еженедельно политинформации при направляющей роли учителя истории Силантьевой Калерии Константиновны. Ежегодно в апреле проводилась общественно-политическая аттестация. Старшеклассники – комсомольцы отчитывались перед своими товарищами о своих политических, нравственных взглядах. Это проходило в торжественной, волнующей обстановке, повышало ответственность ребят.

С 1980 по 1990 год в школе работал политический клуб «Глобус», руководила которым учитель истории Бабичева Светлана Николаевна. В совет клуба входили только старшеклассники. Они разрабатывали темы для заседаний, проводили дискуссии, конференции, обзор политических событий в стране и в мире. Такие занятия формировали мировоззрение учащихся, учили умению высказывать и отстаивать свое мнение, повышали интеллектуальный уровень, расширяли кругозор.

Под руководством Светланы Николаевны в школе работала лекторская группа. Учащиеся 8-10 классов разрабатывали интересные темы, готовили лекции и выступали перед учениками всех классов. За год каждый лектор выступал 8-10 раз. Это способствовало умению общаться с различной аудиторией слушателей, развивало публичную речь.

Идейно-нравственное воспитание проводилось на примере жизни и деятельности. В, И, Ленина. С этой целью в 1983 году в школе была создана Ленинская комната, возглавляла ее С. Н. Бабичева. Был создан совет Ленинской комнаты, председателем которой была ученица 8 класса Божко Ольга, распределены обязанности членов Совета, оформлены стенды, альбомы, проводилась краеведческая работа. Ученики – члены Совета совершали экскурсии в г. Благовещенск к памятникам Ленину и борцам за Советскую власть, в п. Архара – к памятнику участникам гражданской войны, в п. Талакан – к месту строительства Бурейской ГЭС. Ученики нашей школы в 70-90-х годах жили активной, полноценной жизнью и после окончания школы выбрали себе правильное жизненное направление.

С 1972 года директором школы становится Соловьева Валентина Николаевна. Сразу после окончания педагогического института работала учителем русского языка и литературы в средней школе №22 г. Райчихинска. Отработав год, коллектив выбирает ее завучем. Проработав 5 лет в этой должности, Валентина Николаевна, вместе с мужем, переезжает в п. Прогресс, где в школе №24 занимает ту же должность. В 1966 году открывается школа №7, завучем которой и становится Валентина Николаевна. На этой должности она и работает 8 лет. 1 сентября 1974 года Валентину Николаевну назначают директором школы. 20 лет возглавляла она нашу школу.

Валентина Николаевна - энергичный, деловой человек, неравнодушный к нововведениям. Именно благодаря этим качествам директора и преобразилась наша школа. Неугомонный характер позволял быть ей активной участницей художественной самодеятельности и танцевать на сцене до 45 лет, выезжать с концертами в разные поселки - Гомелевку, Широкий, Малиновку, Новорайчихинск. Это человек, с именем которого в нашей школе появились многолетние традиции: альбомы с напутствиями выпускникам, коллективный выезд на турбазу, проведение праздников и торжеств и др. Нужно отметить, что Валентина Николаевна очень дорожит коллективом. Ее жизненный принцип: Успех – это каждодневный, кропотливый труд.

Валентина Николаевна организовала школу для детей шестилетнего возраста, первую в городе и одну из первых в области. Первый компьютерный класс среди школ тоже появился в нашей школе.

Валентина Николаевна очень редко рассказывает, с какими трудностями ей пришлось столкнуться, когда она была директором школы. Сколько ей приходилось исправлять недоделок, переоборудовать кабинеты, проводить отопление, доставать стройматериалы, гвозди, краску, доски. Эти трудности понятны, пожалуй, ей одной.

В 1980г. для детей – первоклассников была открыта «школа полного дня». Открыты два класса «детский сад – школа» для шестилеток. За счет предприятий поселка была закуплена мебель для спальных комнат и классов. В 1985г. приобретены 12 компьютеров и соответствующее оборудование. Сегодня в школе два компьютерных класса и обучение начинается со второго класса.

Школа гордится своими выпускниками: Татьяна Архангельская, преподающая во Владивостокском Государственном университете, Александр Витальевич Соловьев, являющийся в настоящее время начальником областного управления МЧС, Сергей Федорович Боженко служащий заместителем начальника МВД Амурской области, Правдина Анна, работающая в АмГУ, Трифонов Александр, являющийся генеральным директором издательского дома «Наша Колыма», Гикинская Александра, успешно закончившая аспирантуру при научно – исследовательском институте РАО ЕЭС и там же руководит лабораторией. А многие из выпускников пошли по стопам своих наставников. Они выбрали сложный и трудный путь учителя.

Четырнадцать бывших выпускниц школы стали надежным фундаментом педагогического коллектива, мастерами своего дела. Коллектив творческий, отличительной чертой многих учителей является постоянная потребность в профессиональном росте. Применяя на уроках и внеклассных мероприятиях компьютерные и мультимедийные технологии, электронные учебники, они непрерывно совершенствуют свое мастерство.

В марте этого года выпускница нашей школы Антошина Анна Геннадьевна участвовала в конкурсе «Учитель года» и среди учителей поселка заняла первое место. А в апреле она стала победителем конкурса в городе Благовещенске в номинации общения с детьми.

«Наша школа – наш второй дом. Ведь именно школа формирует в каждом из нас личность, гуманизм, уважение, умение добиваться нужного результата, помогает осознать жизненно – важные цели, - это из сочинения выпускницы школы Сретенской Валерии, - благодаря мастерству наших учителей, я тоже решила стать педагогом, преподавать наш родной язык, учить «разумному, доброму, вечному».

Ульяна Лепеха – выпускница 2006 года тоже хочет связать свою жизнь со школой, она поступает в педагогический университет. Вот строки из ее сочинения: «Ко мне часто проходят воспоминания из моего детства. Особенно яркое из них, когда родители привели меня в первый класс в большую и светлую школу. С каждым годом она становилась все ближе и роднее, учителя любимее. Школа стала для меня вторым домом. Сейчас, когда я учусь в 11 классе, мне так хочется вернуться в самое начало школьного пути, пройти его заново, снова прожить эти чудесные школьные годы. Наверное, школа является началом самостоятельного пути, первой ступенькой в жизни каждого человека. Становление человека происходит именно на этом этапе жизни. Скорее всего, каждый считает свою школу лучшей, и я не являюсь исключением. По – моему мнению, школа №7 самая лучшая. В ней работают замечательные учителя, которые дают прочные знания. Я говорю спасибо своим родителям за то, что они отдали меня именно в седьмую школу, и я благодарю учителей, которые столько сделали для меня и для таких- же как я».

В каждой доброй семье есть добрые традиции: собраться вместе в определенный день, чтобы порадоваться успехам близких людей, отпраздновать какое-либо событие или же просто для того, чтобы посидеть вот так, плечом к плечу, вспомнить все лучшее, напитаться теплом близких сердец.

Так и в нашей школе, 21 апреля, прошел праздник – сорокалетний юбилей школы. Было много интересного: и гости, и поздравления, и концерт художественной самодеятельности школы, и выставка ученических работ, и подарки. А я сидел и думал: кем станем мы выпускники – 2010 года? Будем ли мы встречаться после окончания школы, станем ли мы такими же умными, знаменитыми, будет ли нами гордиться школа, так как гордиться выпускниками прошлых лет?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21
О школе