Психологическая служба

Психологическое сопровождение экзаменов (9, 11 класс)

План психологического сопровождения  экзаменов ОГЭ и ЕГЭ( 9,11кл.)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Будда помогает тому,

 кто сам помогает  себе.    

Экзамены представляют собой нелегкую, но неизбежную часть  нашей жизни. Одни воспринимают экзамены достаточно легко и идут  на  экзамены уверенные в успехе. У других экзамен и оценка за него тесно связаны с беспокойством и тревогой. Они  не только накануне экзамена, но иногда лишь при мысли о нем испытывают состояние страха, неуверенности в себе и тревоги. Эти состояния называются экзаменационной или тестовой тревожностью.

Цели: Научить  обучающихся снятию напряжения и страха перед тестированием, рассказать о тех методах и приемах самоорганизации, которые помогут ученику актуализировать свои знания в процессе  тестирования.

Задачи:

1.      Помочь овладеть конкретными методами, приемами и способами саморегуляции, психотехническими  упражнениями, позволяющими управлять  своим  эмоциональным состоянием.

2.       Помочь выделить  три основных этапа:

-подготовка к экзамену, изучение учебного материала перед экзаменом,

-поведение накануне экзамена,

-поведение собственно во время  экзамена.

 

План психологических занятий.

 

п/п

               Тема занятия

Ожидаемые результаты.

 1

Как лучше подготовиться к  экзаменам.

Формирование моральной устойчивости. Знакомство с тем как готовиться к экзаменам  (как  развивать мышление,  некоторые закономерности запоминания, условия поддержки работоспособности);

Кинезиологические упр., как один из способов раскрепощения мышечных зажимов.

2

Поведение на экзамене.

Изучение способов контроля себя. Уточнение целей. Умение вести себя во время экзаменов, конкретные методы, приемы и способы саморегуляции.

3

Способы снятия нервно –психического напряжения.

Способы снятия нервно – психического напряжения: упр.  Прощай, напряжение.

4

Эффективные способы запоминания уч.  материала.

Эффективные способы запоминания уч.  материала. Подготовка к экзамену. Как противостоять стрессу,

5

Стратегии и подготовки к сдаче  ЕГЭ.

Как управлять своими эмоциями: психотехнические упражнения, позволяющие управлять своим эмоциональным состоянием.

 

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся:

  1. Познакомятся с рекомендациями при подготовке к экзамену.
  2. Овладеют  конкретными методами, приемами и способами саморегуляции. психотехническими  упражнениями, позволяющими управлять  своим  эмоциональным состоянием.
  3. Научатся  выделять  три основных этапа подготовки к экзамену:

                           -подготовка к экзамену, изучение учебного материала перед  экзаменом,

                           -поведение накануне экзамена,

                           -поведение собственно во время  экзамена.

 

Психологическое сопровождение экзаменов (9, 11 класс)

Основные направления работы педагога-психолога

Основные направления работы педагога – психолога МОБУ СОШ № 7

 на 2015 – 2016 уч. год.

            Все можно увидеть, измерить и взвесить.

 Лишь Душу нельзя просчитать.

 Веками бессилье психологов бесит

И ночью мешает им спать.

А. Г. Асмолов

Главное для нас – не то, где мы стоим,

 а в каком направлении движемся.

В 2014 – 2015 уч. г. были созданы условия (педагогические, психологические, социальные) успешного обучения и развития каждого ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.

Психологическая тема в 2015 – 2016 уч. г. : «Школьная среда   как источник детского развития  в свете ФГОС».

Психолого – педагогическое сопровождение обучения и воспитания учащихся предусматривает систематическое отслеживание особенностей психологического развития   ребенка на различных этапах обучения, создание специальных социально – психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении. Речь идет о подготовке функционально грамотной личности, способной действовать в нестандартной обстановке. Базовой ее составляющей является личностно-деятельностный компонент, который предполагает сформированность не только предметных, но и метапредметных умений: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться, регулировать действия – осуществлять действие контроля и оценки во внутреннем плане.

 В рамках психолого-педагогического сопровождения   был проведен   системный анализ проблемных ситуаций, программирование и планирование деятельности, направленной на их разрешение, соорганизацию в этих целях участников образовательного процесса. Проведена психодиагностика познавательных способностей и уровень адаптации к школе в 1, 5, 10 кл., психодиагностика предпрофильного  обучения  в 9  кл., индивидуальных причин  «трудности» трудного  подростка и  особенностей  мышления  некоторых  детей  с повышенной  мотивацией к  учению, готовности   выпускников  к сдаче ОГЭ  и ЕГЭ.

Годовым планом психолога   определены   цели, задачи, средства и содержание, определяемое концепцией профессиональной деятельности   психолога. Психологическое сопровождение представляет собой целостную систему.  В ней  три компонента:

•          Диагностика, служащая основой для постановления целей;

•          Отбор и применение методических средств;

•          Анализ промежуточных и конечных результатов, дающих возможность корректировать ход работы.

Работа психолога ведется по следующим направлениям:

·         Психодиагностика;

·          Психокоррекция;

·          Психопрофилактика;

·          психологическое   консультирование и просвещение;

·          психологическое обеспечение образовательного процесса;

·          повышение научно теоретической и научно-практической компетентности психолога.

Стержнем работы психологической службы является психолого – педагогический консилиум, объединяющий усилия педагогов, психолога, социального педагога и всех других субъектов учебно – воспитательного процесса, заинтересованных в успешном обучении и развитии детей.

 

Алгоритм работы с учетом деятельности консилиума

•          Организационная и методическая подготовка к проведению.

•          Диагностический минимум.

•          Подготовка к психолого-педагогическому консилиуму.

•          Проведение психолого-педагогического консилиума.

•          Реализация решений консилиума.

•          Контроль за эффективностью проводимой работы.

1.      Начальная школа

1)      1класс Адаптация 1кл. к школе (диагностика – сентябрь, октябрь), развивающие занятия «Путешествия по планетам» - развитие внимания, «Помощь гиперактивным детям», «Помощь агрессивным детям», «Помощь детям с ОВЗ» в течение года.

2)      Психолого - педагогический консилиум «Адаптация первоклассника к школе».

3)      Диагностика освоения УУД, совещание по результатам.

4)      РС «Адаптация первоклассника к школе».

5)      4 кл. Адаптация 4кл.  к начальной школе (диагностика освоения УУД – март, апрель); помощь по запросу.

6)      Участие в совещании при директоре (завуче) по результатам.

7)      РС «Адаптация   четвероклассника к начальной школе и его готовность обучения в основной».

8)      Индивидуальное консультирование «Технология учебной работы»

2.      Основная школа.

1)      5 кл Адаптация 5кл. к основной школе (диагностика – сентябрь - ноябрь развивающие занятия «Как поверить в себя»,   «Помощь гиперактивным детям», «Помощь агрессивным  детям», «Помощь детям с ОВЗ» в течение года по запросу

2)      Индивидуальное консультирование «Технология учебной работы»

3)      РС «Адаптация пятиклассника к школе»

4)      Психолого - педагогический консилиум «Адаптация пятиклассника к основной школе».

5)      Диагностика освоения УУД, совещание по результатам (март – май)

3.      Старшая школа

1)      10 кл Адаптация 10 кл. к основной школе (диагностика – сентябрь – декабрь, развивающие занятия «Статус десятиклассника к старшей школе» в течение года по запросу)

2)      Психолого - педагогический консилиум «Адаптация десятиклассника к старшей школе».

3)      РС «Статус десятиклассника в школе».

4)      Индивидуальное консультирование «Технология учебной работы»

5)      10 кл. Поддержка школьников в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни,  достижение личной идентичности)

6)      День психологии в школе.

4.      Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения 9, 10 кл.

1)      Социальная проба «Первый шаг к взрослой жизни», или «Взрослеем вместе»        Изучение психологии личности в ситуации профессионального выбора. В течение года, по  1занятию  в 5- 8 кл.       Психологический урок. (по запросу)

2)      Диагностика психических процессов  и свойств  личности школьника в ситуации профессионального   выбора 9 кл..

3)      Консультирование и просвещение педагогов по вопросу   профессионального выбора учащихся.

4)      Консультирование и просвещение  родителей по  вопросу   профессионального  выбора  учащихся.

5)      Развивающая деятельность   учащихся по программе «Твои способности в  твоей власти. Но знаешь ли  ты их?» (5час.)

6)      Модуль «Путь к успеху – 9, 11кл.».(Псих. подготовка к ЕГЭ 11 кл.)

Индивидуальное консультирование «Помощь родителей одаренному ребенку»

5.      Психологическое сопровождение трудных подростков.

1)      Подбор диагностических процедур в соответствии с полученным запросом – вскрытие механизма

2)      Коррекционно – развивающая программа «Помощь агрессивному ребенку»(5 кл.. – 5час            Развитие познавтельных или эмоционально – волевых способностей)

3)      Индивидуальное консультирование        по запросу ребенка или взрослого.

4)      Индивидуальное консультирование детей и родителей по предупреждению суицида.

5)      Оказание ребенку помощи в кризисной ситуации.

6)       Индивидуальное консультирование родителей с приемными и опекаемыми детьми.

7)      Индивидуальное консультирование родителей по запросу.

8)      Дети - инвалиды.Социально-психологические проблемы детей: чувство неполноценности, эмоциональная депривация, манипуляции, иногда  агрессия (аутоагрессия), страх, суицидальный риск и  меры их предупреждения. Снижение бессилия и беспомощности.  

9)      Стимулировать стремление к самопознанию и самораскрытию.

10)   Трудные жизненные ситуации как фактор развития кризиса.            Психологические уроки     с использованием ИКТ. Работа со всем классом (с ориентацией на ребенка группы риска) Трудные жизненные ситуации как фактор развития кризиса.

11)  Роль мотивации жизненном успехе.

12)   Психологические игры, направленные на осознание себя, своих чувств и эмоций.

13)  Психологический урок «Моя судьба в моих руках» (видео «Легенда № 17», презентация)

14)  Индивидуальное консультирование детей группы риска по теме «Цена невежливости»

6.      С учителями

1)      Профилактика профессионального выгорания. Тема: «Барьероустойчивость педагога в связи с ФГОС».

2)       «Преодоление первопричин неуспеваемости» (несформированности способов учебной работы, недостатков развития мотивационной сферы; низкой обучаемости; слабо сформированных механизмов саморегуляции

 Педагог – психолог Н. Е. Хромова

 

 

Основные направления работы педагога-психолога

Психологическое сопровождение детей с ОВЗ

Мероприятия по обеспечению психолого – пед. сопровождения

образовательного процесса по оказанию психологической помощи

детям с ОВЗ в МОБУ СОШ № 7

пгт Прогресс, осуществляемого педагогом – психологом.

Мы делаем себя либо жалкими, либо сильными –

затраченная энергия при этом одинаковая.

Основные понятия

Дети с ограниченными возможностями здоровья- это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов.

Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.

Школа определила цель психологического сопровождения ребенка-инвалида:

 обеспечение оптимального развития ребенка, успешная интеграция его в социум, и ориентирована на выполнение следующих основных задач работы с детьми ОВЗ:

- обеспечение доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья;

 -создание условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья,

- формирование в обществе толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья,

-развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов школы.

Основные направления   психологической поддержки детей с ОВЗ.

1.Организационное

            1.1. Изучение личных дел учащихся, медицинских карт. Создание банка данных «Ребёнок- инвалид».            2-4 сентября

            1.2. Выявление запроса со стороны родителей (законных представителей) на необходимость психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида.          7-11 сентября

            1.3. Участие в заседании метод.совета по утверждению индивидуальных планов психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов.       14 сентября

2. Диагностическое            2.1. Наблюдение за учащимися – инвалидами с целью изучения личностных особенностей и особенностей поведения.           14 сентября-1октября.

            2.2. Обследование психологических особенностей чтения, словесно – логического мышления, памяти.            1 – 7 октября

            2.3. Анализ негативных изменений поведенческих реакций, эмоциональной сферы; проблем в общении; наличие страхов, комплексов, модели поведения «жертва». 14 - 16 сентября

2.4.Изучение личностных особенностей и особенностей поведения учащихся. (январь)

2.5. Изучение степени сплочённости в коллективе и его отношения к ребёнку-инвалиду. Место ребёнка в коллективе (лидер, предпочитаемый, пренебрегаемый или изолированный). Февраль

2.6. Определение семейной ситуации в процессе болезни ребенка (кризисная или нет). Март

3. Коррекционное – профилактическое            3.1. Снятие нервно-психического напряжения; коррекция самооценки; преодоление пассивности; формирование самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции; преодоление отчуждённости и формирование коммуникативных навыков. Октябрь, март

                                    3.2. Психологическое консультирование учащихся, их родителей (законных представителей) и учителей. Оказание психологической помощи и поддержки в кризисных ситуациях.

            3.3. Лекции на РС о воспитании в семье толерантного отношения к людям с ОВЗ.

4. Психологическое консультирование учащихся, их родителей и учителей.

            4.1. Оказание психологической помощи и поддержки в трудных ситуациях, разработка рекомендаций по каждому конкретному случаю.

5. Методическое     5.1. Подбор методических пособий формирования толерантного отношения к людям с ОВЗ.

            5.2. Изучение педагогической и психологической литературы по проблеме.

            5.3. Создание методической копилки «Работа с детьми-инвалидами».

              5.4.Выступление на методическом совещании «Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов».

 

Педагог – психолог Н. Е. Хромова.

 

 

 

Психологическое сопровождение детей с ОВЗ